Моторные масла
Современные моторные масла подразделяются на три основные вида: минеральные (Мineral), синтетические (Fully Synthetic) частично синтетические (Semi Synthetic, Teilesyntetisches). Все они состоят из базовых масел и точно подобранного пакета присадок, который вводится для улучшения эксплуатационных свойств.
Для надежного смазывания двигателя и обеспечения его ресурса все моторные масла должны отвечать целому комплексу требований.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОТОРНЫМ МАСЛАМ.
Вязкостно-температурные свойства масла (определяются классификацией SAE J300) обеспечивают:
1. прокручивание двигателя стартером при низкой температуре и беспрепятственное продвижение масла по масляной системе. Для этого вязкость масла не должна быть чрезмерной.
2. при высокой температуре - надежность масляной пленки между трущимися деталями и поддержание необходимго давления в смазочной системе. Для этого масло не должно иметь очень малую вязкость. Применяемый пакет присадок обеспечивает дополнительно:
1. противоизносные присадки обеспечивают защиту от механического износа.
2. антиокислительные присадки обеспечивают стойкость масла к старению и предотвращают окисление масла, приводящее к потере его свойств (изменение вязкости, увеличение коррозионной активности, склонность к образованию отложений и т. д.).
3. моющие присадки обеспечивают чистоту деталей двигателя.
4. диспергирующие присадки предотвращают «слипание» частиц загрязнений и поддерживают их во взвешенном состоянии, не допуская возможности образования отложений.
5. антикоррозионные присадки предотвращают коррозию деталей двигателя, выполненных из сплавов цветных металлов.
МИНЕРАЛЬНЫЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА.
Основой для этого вида являются минеральные базовые масла, получаемые из тяжелых высококипящих фракций нефти. Для улучшения свойств минеральных базовых масел их подвергают гидрокрекингу (целенаправленная перестройка) молекул углеводородов под влиянием высокой температуры и давления в присутствии водорода и катализаторов), в результате которого получают более однородный состав, близкий по основным свойствам и по вязкости к синтетическим основам. В последнее время крекинговые масла достигли технологического совершенства, что позволяет ставить их в одну линейку с синтетиками.
ЧАСТИЧНО СИНТЕТИЧЕСКИЕ ( ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИЕ ) МОТОРНЫЕ МАСЛА.
Основой «полусинтетики» служит смесь синтетических и высококачественных минеральных базовых масел. Доля синтетической основы может составлять от 10 до 60%. Производство частично синтетических масел (в обиходе - полу-синтетики) обусловлено стремлением, снизить цену и одновременно обеспечить достаточно высокие эксплуатационные свойства моторного масла.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА.
Основой этого типа являются синтетические базовые масла, получаемые в процессе химических реакций и представляющие собой однородный состав углеводородов или эфиров (органические вещества, получаемые при взаимодействии кислот со спиртами), либо их смесь. Сложность технологий получения синтетических основ определяет их высокую стоимость (они в 5-15 раз дороже минеральных). Исходным сырьем для производства синтетических базовых масел являются газы, получаемые при переработке нефти или продукты сухой перегонки каменного угля. Может использоваться и растительное сырье (рапсовое и кокосовое масло) для получения биоразлогаемых продуктов.
Благодаря однородности состава базовые синтетические масла обладают целым рядом преимуществ перед минеральными и лучшими вязкостно-температурными характеристиками (высоким индексом вязкости). Синтетические базовые компоненты имеют индекс вязкости 120–150, что дает возможность получать на их основе всесезонные масла с очень широким температурным диапазоном работоспособности. Загустители вводятся в небольшом количестве или не вводятся совсем. Депрессорные присадки также не используются, т.к. синтетические основы изначально имеют низкую температуру застывания. Поэтому в процессе эксплуатации двигателя синтетические моторные масла незначительно изменяют свои вязкостно-температурные свойства и
обеспечивают надежное смазывание двигателя в более широком диапазоне температур.
Основные преимущества синтетических моторных масел перед минеральными:
1 меньшая испаряемость при высокой температуре;
2 меньший расход на угар;
3 лучшая стойкость к окислению, особенно при высоких температурах;
4 меньшая склонность к образованию отложений;
5 более надежное смазывание при высоких нагрузках и температурах;
6 больший срок службы;
7 меньшие потери на трение.
8 полноценная всесезонность применения
Наиболее распространенные классы вязкости синтетических моторных масел - SАЕ ОW-30, 0W-40, 5W-40, 5W-50, 10W-40, 10W-60.